<3 Средство для сохранения семьи.
Однажды мой друг Азат пришёл ко мне с угрюмым лицом, без настроения, кипя, как котелок, от гнева.
Я спросил у него:
– Что случилось?
– О, если бы я никогда не женился! И жил бы себе спокойно, без проблем.
Я спросил:
– А чем тебе не нравится семейная жизнь?
- Ну, ты понимаешь, у меня жена…
– Что тебе не нравится в ней?
Он ответил:
– Ты лучше спросил о том, есть ли у неё то, что мне нравится.
Я сказал:
– Ты хочешь сказать, что негативных сторон в ней больше, чем положительных?
В ответ он покачал головой, соглашаясь со сказанным.
Я сказал:
– Может, ты жалуешься на то, что она не слушается?
– Ты попал в яблочко.
– И ещё, наверное, ты жалуешься на то, что она много плачет, когда ты пытаешься завести с ней разговор на щекотливые темы?
В глазах Азата можно было прочитать удивление:
– Да, да, – зароптал он.
– Может, тебе не нравится её упрямство?
Он ещё больше удивился и заявил:
– Слушай, как будто ты живёшь с нами под одной крышей!
– И ты, наверное, думаешь о том, какой ласковой и вежливой она была с тобой в первые месяцы после женитьбы.
– Дружище, создаётся впечатление, будто кто-то подробно рассказал тебе о моей жене.
Я продолжил:
– Не правда ли, что её внимание к тебе стало уменьшаться после появления детей?
Азат, вздохнув, сказал:
– Значит, ты всё знаешь?
– Успокойся, брат, и послушай меня дальше.
Азат взял себя в руки, и вместо гнева им стало руководить любопытство.
– Я слушаю тебя, Ахмад.
Я сказал:
– Когда ты покупаешь электроприбор, как ты им пользуешься?
– В соответствии с инструкцией, приложенной к нему.
– Прекрасно! Азат, представь себе, что кто-то купил электроприбор и вместо того, чтобы присоединить его к источнику питания 220 вольт, присоединяет его к 380 Вт?
Он меня перебил:
– Конечно же, прибор сгорит.
– Представь себе другую ситуацию: один гонщик сел в автомобиль, максимальная скорость которого 180 км/ч. Его соперники сидят в машинах с максимальной скоростью более 300 км/ч.
– Нет сомнений, что этот гонщик проиграет.
– Допустим, он будет нажимать на газ до предела.
– Все это без толку, мощность машины не позволит ему обогнать своих соперников.
– Почему же?
– Ну, потому, что… Ну, её так разработали конструкторы.
Я сказал:
– Так же и Аллах сотворил женщину.
– Я не понимаю тебя.
– Знаешь, те минусы жены, на которые ты жалуешься, – это часть её природы (сущности). Если бы ты знал больше о женщине, то пересмотрел бы своё отношение к жене и отказался бы от некоторых требований, которые ей не по силам.
- Что ты имеешь в виду под «инструкцией»?
– А разве ты не читал хадис Пророка Мухаммада (мир ему): «Я завещаю вам хорошо относиться к женщинам. Ибо, поистине, женщина создана из кривого ребра. И самая кривая его часть находится на вершине. Если ты приложишь усилия, чтобы исправить его, то сломаешь. А если оставишь как есть, то ребро останется кривым. Так относитесь же к женщинам наилучшим образом». В другой версии этого хадиса говорится: «Поистине, женщина создана из ребра, и она никогда не будет в желанном, наилучшем состоянии. И если ты воспользуешься ей (в том состоянии, в котором она находится), то ты воспользуешься ей. А если будешь стараться исправить, то сломаешь. А сломать – это значить развестись».
– Да, я читал.
– В таком случае, разреши напомнить тебе, дорогой друг, что те качества, которые ты бы хотел видеть у своей жены – может быть похожем на требование водителя машины с максимально разрешённой скоростью 180 км/ч развить скорость до 300 км/ч.
– Да, но ведь это означает, что женский потенциал гораздо меньше мужского, не так ли?
– Так, но только в некотором отношении. К тому же он дополняется мужским. И наоборот, мужчины слабы в чём-то другом, и их недостатки дополняют женщины.
– Например?
– Давай пока вернёмся к «кривизне», о которой говорилось в хадисе. Представь себе мать, которая кормит своего ребенка грудью, одевает его или ласкает и при этом стоит по стойке смирно…
– Это невозможно. Конечно же, мама будет в полусогнутом состоянии.
– Да, практически любая ситуация, когда мать ухаживает за ребенком, заставляет её сгибаться.
– И этим объясняется мудрость пророческого изречения, не так ли?
– И не только этим.
– Все лексические единицы арабского языка, несущие смысл «кривизны» عوج в то же время несут смысл «любви и сочувствия» عاطفة.
- Где же кривизна в слове «любовь»?
- Открой словарь, и ты увидишь, во-первых, что слово «любовь» عاطفة образовано от корня عطف, который имеет следующие значения: 1) чувствовать любовь, симпатию к кому-либо; 2) сгибаться, наклоняться; 3) склоняться, поворачиваться. Во-вторых, однокоренные слова, образованные от عاطفة (любовь) несут смысл кривизны; например: عطف – изгиб, извилина; منعطف – поворот; معطف – шея; عطائف – лук (во мн. числе).
– Это очень интересно. А есть ли другие слова в арабском языке, которые одновременно несут смысл «кривизны» и «любви»?
– Да, вот, к примеру слово حنوّ (нежность, жалость) – образовано от حنا – чувствовать жалость, нежность (к кому-либо). Посмотрим на однокоренные слова: а) арабы говорят انحنى العود و تحنى – ветка согнулась; б) слово الحنية означает: 1) лук; 2) изгиб; 3) поворот.
– И это всё?
– Нет. Ты знаешь, что слово أحدب с арабского языка переводится как «горбатый»? В то же время глагол حدب переводится как: 1) склоняться, питать нежность, любовь (к кому-либо); 2) быть горбатым, изогнутым, выпуклым.
– Неужели есть ещё слова с подобными значениями?
– Это не предел. Вот, например, слово ميل образовано от глаголов ميل и مال и имеет следующие значения: 1) питать симпатию (к кому-либо); 2) наклоняться, сочувствовать.
– Ну хватит, хватит, я убедился, что «кривизна» в арабском языке практически тождественна «любви, симпатии, сочувствию». Я очень благодарен тебе за это.
– Не стоит благодарностей, ибо вся хвала и благодарность принадлежат Всевышнему.
– Мне кажется, что ты ещё что-то хочешь сказать?
– Да, я хочу добавить к твоему сведению, что о любви и чувствительности в женщине, о которой говорил Пророк (мир ему и благословение) 14 веков назад, современные психологи говорят почти то же самое.
– Да? Очень интересно.
– Примеров этому очень много, приведу лишь несколько.
– Да, внимательно слушаю тебя.
– Прислушайся к словам французского педагога, философа и публициста Генри Франсуа Марио (1846-1896), которые он приводит в своей книге «Психология женщины» (Psychologie de la Femme): «Девушки в своём большинстве более чувствительны, чем парни». Обрати внимание на выражение «более чувствительны», которое идёт параллельно с описанием Пророка (мир ему и благословение) о «кривизне и чувствительности». «Посмотри на девочек, как они любвеобильно и нежно ухаживают за своими куклами. Это не что иное, как раннее проявление инстинкта материнства. Этот инстинкт доминирует в женщине над всеми остальными».
Ещё один психолог Мишле высказал следующее: «Женщина – это мать уже с колыбели. Этот инстинкт толкает её на то, что она относится ко всему, что ей предоставлено, как к ребёнку». Посмотри на свою старшую дочку, и ты увидишь, что она с нежностью и любовью склоняется над своими младшими братьями и сёстрами. Она старается ухаживать за ними, кормит, поит, учит. Разве это не указывает на то, что женщина создана чтобы, в первую очередь, быть матерью и воспитательницей».
Более того, Генри Марио заявляет, что из «кривизны ребра» можно понять такое качество женщин, как сохранение и защиту внутреннего мира мужа. «Кривизна ребра» указывает на сохранение сердца мужчины. Так как женщина способствует стабильности, спокойствию и довольству в жизни мужчины…
Она сохраняет его от стрессов, успокаивает во время накалывания ситуации… И тем самым, служит причиной его здоровья и благополучия».
– Поверь мне, дорогой друг, после разговора с тобой я наполнен совершенно иными чувствами, нежели с которыми я вышел из дома.
– Ты хочешь сказать, что тобой руководили гнев и злоба на жену, а сейчас эти чувства заменились пониманием, осмыслением её слабостей?
– Да.
– Ты уверен, что это действительно так?
– Да, наш разговор изменил угол моего взгляда.
– Я думаю, что ты теперь понял, что увеличение внимания к детям за счёт бывшего внимания к тебе – это инстинкт, заложенный Всевышним Аллахом. И ты не можешь ожидать возвращения её прежнего внимания к тебе.
Однако это не означает, что я оправдываю твою жену. Если она будет более собранной, упорядоченной, если ты будешь помогать ей в домашних делах, то она сможет уделять время тебе.
– Ты прав.
– Что касается твоей жалобы на её плач, то это одно из проявлений женской чувственности. Психолог Марио указывает на это в своём труде: «Плач – это особенность женщины во всех этапах её жизни». Другой известный психолог говорит: «Некоторые девушки пристрастились к плачу. Я даже знаю некоторых представительниц слабого пола, которые плачут у зеркала, чтобы увеличились чувства и страсть от плача».
– Меня мучает ещё один вопрос – упрямство.
– Это качество настолько свойственно женщине, насколько ребру свойственна кривизна. Когда ты борешься с её упрямством – это похоже на то, как ты пытаешься выпрямить ребро, будь осторожен, не сломай его.
Послушай, что сказал на этот счёт французский писатель Монтень: «Я знаю сотни женщин… Их можно заставить перекусить накалённое железо, но невозможно убедить в том, чтобы они отказались от своего мнения, высказанного в минуты гнева».
Генри Марио в своей книге «Психология женщины» сказал: «Женщина с трудом отказывается от своих слов и признаётся в ошибках».
Здесь я тоже не хочу оправдывать упрямство женщины и непокорность своему мужу. Однако я хочу пролить свет на качество женской натуры, которое даёт ей возможность оправдаться и возможно, что огромная награда, которую обещал Пророк (мир ему и благословение) мужьям, хорошо относящимся к своим жёнам, связана с тем, что они терпеливо переносят это качество, т.е. упрямство.
– Мне кажется, что ты хочешь ещё больше удостовериться в моих чувствах и поверить в понимание женской натуры и готовности к… терпеливому отношению с женой (да, теперь я лучше осознал слова Пророка (мир ему и благословение), обещающие большую награду за доброе отношение к женщинам).
– Я рад этому.
– Я прошу Аллаха, чтобы Он щедро вознаградил тебя за понимание и принятие истины.
– У меня осталась одна просьба.
– Я обещаю выполнить её по мере возможности.
– Передай наш разговор другим семьям. Ведь многие мужчины не понимают пророческую мудрость.
– Я постараюсь это выполнить, иншааллах.